Лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законом подарки от физических (юридических) лиц в связи с исполнением своих служебных обязанностей

Дата: 09.04.2015

 

Коррупция относится к числу наиболее опасных правонарушений, совершаемых в обществе. Поэтому предупреждение коррупционных правонарушений (проявлений), в настоящее время является одним из приоритетных направлений внутригосударственной политики.

В соответствии с действующим законодательством «коррупционное правонарушение» может проявляться в различных сферах правоприменения и, соответственно, обуславливать наступление не только уголовной или административной ответственности, но и ответственности «гражданско-правовой» или дисциплинарной.

В связи с этим развитие законодательства, регламентирующего противодействие коррупции, осуществляется по нескольким направлениям, одним из которых является расширение перечня ограничений, устанавливаемых для лиц, замещающих государственные  и муниципальные должности.

В соответствии с ч. 2 ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.12.2008 №  273-ФЗ «О противодействии коррупции», постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации», лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством Российской Федерации подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от его стоимости, подлежит передаче на хранение. Определение его стоимости проводится на основе рыночной цены. Сведения о рыночной цене подтверждается документально, а при невозможности подтверждается – экспертным путем.

Подарок возвращается сдавшему его лицу по акту приема-передачи в случае, если его стоимость не превышает 3 тысячи рублей.

Лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, сдавшее подарок, может его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

Уполномоченное структурное подразделение в течение 3 месяцев со дня поступления заявления организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа.

Подарок, в отношении которого не поступило заявление о выкупе, может использоваться государственным (муниципальным) органом, с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности такого использования.

В случае нецелесообразности использования подарка руководителем государственного (муниципального) органа, принимается решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа), осуществляемой уполномоченными государственными (муниципальными) организациями, посредством проведения торгов.

Если подарок не выкуплен или не реализован, руководителем государственного (муниципального) органа принимается решение о повторной реализации подарка, либо о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации, либо о его уничтожении.

Средства, вырученные от реализации (выкупа) подарка, зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из проведенного анализа вышеуказанных правовых норм можно сделать вывод, что действующее законодательство хотя и не исключает возможности получения должностным лицом подарка, в том числе с последующим его приобретением в собственность, существенно ограничило произвольность реализации такого права, установив особую процедуру, предполагающую не только обязательную передачу подарка на хранение по месту государственной (муниципальной) службы, но и оценку его стоимости и наличие решения комиссии или коллегиального органа о дальнейшей судьбе такого подарка.

Информация подготовлена прокуратурой Заводского района г. Кемерово

 

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура