Материнский капитал как мера социальной помощи семьям с детьми

Дата: 18.06.2015

     Уровень рождаемости на современном этапе и анализ ее динамики находятся под пристальным вниманием Правительства Российской Федерации и региональных властей.

     Приоритетные меры в стимулировании рождаемости и укреплении семьи определены в концепции демографического развития Российской Федерации до 2016 года. Таковыми являются: формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более, повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи и создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей.

     Идею материального стимулирования повышения рождаемости озвучил Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. В нем было отмечено, что государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.

     В целях реализации положений Послания Президента РФ был разработан Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (в редакциях ФЗ от 25.12.2008 № 288-ФЗ, от 28.07.2010 № 241-ФЗ) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

     Так появилось понятие «материнский (семейный) капитал».

     Данный Закон регулирует отношения, связанные с приобретением и порядком реализации права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. В нем предусмотрено, что государственная поддержка - это возможность улучшить жилищные условия, получить образование, повысить уровень пенсионного обеспечения. При этом спектр направлений вложения средств материнского капитала постоянно расширяется.

     Законом определены категории граждан, которые могут рассчитывать на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, представляющий собой бюджетные средства, которые передаются из федерального бюджета в бюджет ПФР, а через его структуры направляются на поддержку семей с детьми.

     Законодатель также установил базовый размер материнского капитала, определил порядок его пересмотра и правила распоряжения этими средствами.

     Время показало, что государственная поддержка в виде материнского капитала - это востребованная мера социальной помощи семьям с детьми.

     Наиболее распространенным способом распоряжения материнским капиталом является улучшение жилищных условий. Как в этом, так и других способах расчеты производятся только безналичным путем.

Однако нередки случаи, когда владельцы государственного сертификата правдами и неправдами стараются обналичить деньги. Такое направление использования материнского капитала, как улучшение жилья и оплата связанных с ним кредитов, - признанные лидеры в сфере махинаций.

     Хищение установленных законом денежных средств или иного имущества, которое связано с получением пособий, компенсаций и иных социальных выплат путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, квалифицируется как мошенничество в соответствии со ст. 159.2 УК РФ.

     Поскольку механизм реализации Закона № 256-ФЗ позволяет мошенникам разрабатывать различные схемы для получения незаконной выгоды, важной задачей государства является его совершенствование исходя из современных реалий.

     Что касается перспектив использования материнского капитала, то общественные настроения склоняются к тому, чтобы эту программу продолжать. При этом подзаконные акты, принятые в развитие норм Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (последняя редакция от 15.04.2015), регулирующие правила выдачи сертификата и подачи заявления на распоряжение материнским капиталом, постоянно корректируются и уточняются. Важно, чтобы поправки в закон, продлевающие жизнь материнскому капиталу, вызывали в семье желание задуматься о рождении детей.


 

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура