Установка и использование приборов учета потребления коммунальных услуг

Дата: 24.11.2014

Реформирование жилищно-коммунального комплекса направлено на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, их эффективность и рациональность, обеспечение социальных гарантий малообеспеченным гражданам, развитие коммунальных систем.

Граждане должны оплачивать оказанные коммунальные услуги по обоснованным тарифам и исходя из объема их потребления. При этом экономически обоснованные цены и тарифы могут быть установлены только при условии прозрачности и подконтрольности системы производства и потребления коммунальных услуг, что не может быть обеспечено без повсеместного внедрения приборов учета.

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета (далее - ОПУ) используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета (далее - ИПУ) используемых воды, электрической энергии.

ОПУ защищают жильцов от произвола поставщиков коммунальных услуг, от возможных приписок. А вот ИПУ помогают выяснить какова доля каждой квартиры во всем объеме потребления, и, главное, дают возможность платить за внутриквартирные расходы не по усредненному тарифу, а по факту потребления. Кроме того, соотнесение показаний счетчиков позволит вовремя зафиксировать потери. Например, отыскать прорыв в водопроводе или обнаружить незаконное присоединение к общедомовому источнику электро- или теплопитания, водоснабжения.

Исполнитель (УО, ТСЖ) при наличии ОПУ обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также обязан предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обязан обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет.

Исполнитель обязан предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям ОПУ (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

Как уже было сказано обязанность установки и ввода в эксплуатацию приборов учета лежит на собственниках жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме (далее – МКД). В том случае, если граждане проживают в жилом помещении на основании договора социального найма, то они не несут такой обязанности, однако они имеют право требовать установки приборов учета от собственника жилого помещения за его счет.

Для принятия решения об установке коллективного прибора учета необходимо проведение общего собрания собственников помещений МКД. В связи с тем, что все ОПУ являются общей собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае принятия федеральных, областных или муниципальных программ) распределяется между собственниками помещений в МКД. Отказ или бездействие жильцов по установке ОПУ грозит принудительной установкой прибора учета со стороны ресурсоснабжающей организации, с распределением затрат по его приобретению и установке на собственников помещений в МКД.

Исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой ИПУ по функциональным возможностям отличается от ОПУ, которым оснащен многоквартирный дом.

Исполнитель также обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию ИПУ. Если обязанностью потребителя, помещение которого оснащено индивидуальным прибором учета (ИПУ), является своевременная передача показаний счетчика исполнителю, то обязанностью потребителя, в помещении которого счетчик отсутствует, является уведомление исполнителя об изменении количества потребителей, проживающих в жилом помещении, не позднее пяти рабочих дней со дня произошедших изменений. Такая необходимость обусловлена тем, что в отсутствие ИПУ размер платы за большинство коммунальных услуг, предоставленных в помещении, зависит от норматива потребления и количества потребителей. В формулах расчета платы фигурирует показатель «количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении». Соответственно, необходимо информировать исполнителя об увеличении и уменьшении числа граждан, проживающих в помещении как постоянно, так и временно.

Если дом оснащен ОПУ, убытки от бездействия собственника по информированию исполнителя о временных жильцах понесут все потребители в данном доме, поскольку они будут оплачивать фактическое потребление временных потребителей в составе платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.

И последнее, если начисленный потребителю в соответствии с требованиями настоящего раздела размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку на условиях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Предоставление такой возможности осуществляется путем включения в платежный документ, предоставляемый исполнителем потребителю, наряду с позицией, предусматривающей внесение платы за коммунальную услугу за расчетный период единовременно, позиций, предусматривающих возможность внесения потребителем платы в рассрочку в размере одной двенадцатой размера платы за коммунальную услугу за истекший (истекшие) расчетный период, в котором (которых) возникло указанное превышение, и суммы процентов за пользование рассрочкой, которая подлежит внесению потребителем при оплате коммунальной услуги по этому платежному документу.

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура