Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе

Дата: 16.11.2015

Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Алексей Александрович Немыкин.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» (далее  - Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Обязанность служащего принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов закреплена ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 273-ФЗ, при этом ему необходимо в письменном виде уведомить своего непосредственного начальника.

Однако не каждая ситуация, связанная с наличием родственных, близких, иных связей, формально указывающих на аффилированность должностного лица с иными лицами, может квалифицироваться как конфликт интересов.

Следует также иметь в виду, что участие в деятельности коммерческой организации, родственные связи, дружеские отношения не являются единственным и достаточным признаком конфликта интересов. Необходимо установить следующие признаки:
1. Диспозиция конфликта интересов предполагает исключительно умышленное деяние, поэтому необходимым признаком правонарушения является осознание виновным должностным лицом возможных неблагоприятных последствий, включая наличие выгодоприобретателя.
2. Наличие конфликта интересов должно связываться с реализацией конкретных полномочий, а не абстрактных служебных обязанностей и функций, а также возникновением правоотношений, характеризующихся различными интересами (когда служащий оказался в условиях непосредственного принятия решения).
3. Возможность извлечения материальной выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества должна быть закономерной, непосредственной и реальной реализацией государственным (муниципальным) служащим своих полномочий.

Необходимо помнить о последствиях непринятия служащим мер к урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч.5.1 Федерального закона непринятие государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Руководителям государственных и муниципальных образований, государственных и муниципальных органов в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ необходимо предпринимать меры антикоррупционной политики, включающие правовое просвещение служащих, разработку правовых актов, регламентирующих порядок и сроки рассмотрения уведомления работника о конфликте интересов, виды принимаемых решений.

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура