Новый порядок рассмотрения экономических споров

Дата: 13.05.2016

В Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации внесены существенные изменения, которые касаются порядка оспаривания либо расторжения договоров, заключенных при осуществлении предпринимательской деятельности, а также взыскании задолженности, неустойки либо неосновательного обогащения и иным подобным спорам.

С 1 июня 2016 года спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию. При  этом заявление в арбитражный суд может быть направлено   не ранее тридцати календарных дней со дня направления претензии или требования к контрагенту, если иные срок или  порядок не установлены законом либо договором.

Однако законодатель предусмотрел исключения в отношении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дел о несостоятельности (банкротстве), дел по корпоративным спорам, дел о защите прав и законных интересов группы лиц, дел о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования, дел об оспаривании решений третейских судов.

Если экономический спор  возник из административных и иных публичных правоотношений,  то досудебный порядок обязателен, если он установлен федеральным законом. Например, статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.

Согласно статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Вместе с тем досудебный порядок необязателен при оспаривании действия или бездействия судебных приставов (исполнителей), органов местного самоуправления.

Нет необходимости соблюдать досудебную процедуру и при привлечении к административной ответственности за совершение правонарушений в сфере экономики.

Информация подготовлена начальником отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Иваном Николаевичем Игнатовым.

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура