Альтернативная гражданская служба

Дата: 09.12.2010

Защита Отечества – это его оборона в случае возможной агрессии против него или его союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной помощи или обороне и согласно ст.59 Конституции Российской Федерации является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В случае если убеждениям гражданина или его вероисповеданию противоречит несение воной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях гражданин имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ч.3 ст.59 Конституции Российской Федерации).
С 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ).
Гражданин признается годным к прохождению альтернативной гражданской службы, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет хозяйственный и традиционный промысел.
Статус гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, определен статьей 18 Закона № 113-ФЗ, который включает в себя совокупность прав и свобод, гарантированных государством, а также их обязанностей и ответственности, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе и Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем в отличие от общих прав и обязанностей работников, закрепленных в ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации, статус лица, проходящего альтернативную гражданскую службу, включает ряд дополнительных трудовых обязанностей.
Необходимо учитывать, что заключаемый срочный трудовой договора с гражданином, признанным годным для прохождения альтернативной гражданской службы, отличается от срочного трудового договора, заключаемого с работником в соответствии с общими положениями Трудового кодекса Российской Федерации и Законом № 113-ФЗ. Сторонами такого договора выступает гражданин России в возрасте от 18 до 27 лет и признанный призывной комиссией годным к прохождению такой службы и организация (работодатель), которая определяется указанной комиссией с учетом плана специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Перед заключением срочного трудового договора гражданин получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы. Этот документ выдается военным комиссариатом в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
В соответствии со ст.21 Закона №113-ФЗ гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, не вправе: отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором; занимать руководящие должности; участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций; совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами; покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проводят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителями работодателя; прекращать (расторгать) срочный трудовой договор на своей инициативе; оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.
Срок альтернативной гражданской службы в организации после 1 января 2008 года составляет – 21 месяц, а для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации – после 1 января 2008 года – 18 месяцев.
© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура