Правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации

Дата: 28.12.2010

В переводе с латинского языка «коррупция» это подкуп, продажность и подкупность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать - значит подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.
При направлении борьбы с коррупцией учитываются положения Национального плана противодействия коррупции, утвержденных Президентом России от 31.07.2008 и Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 №460, решения Совета законодателей от 14.07.2010 года.
Благодаря совместным усилиям федеральных и региональных органов власти создана и модернизирована антикоррупционная законодательная база, приняты нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции.
Правовую основу противодействия коррупции в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе те, которыми ратифицированы соответствующие международные договоры (в соответствии, и положения этих международных договоров), а также изданные в их развитие иные нормативные правовые акты.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Среди правовых источников противодействия коррупции в Российской Федерации особое внимание обращено на Конвенцию (европейскую) об уголовной ответственности за коррупцию, принятую в Страсбурге 27 января 1999 года.
Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25.07.2006 №125-ФЗ без каких-либо оговорок.
Согласно указанной Конвенции « государственным должностным лицом» считается лицо, определяемое как «государственный служащий», «должностное лицо», «мэр», «министр» или «судья» в национальном праве государства, в котором данное лицо выполняет эту функцию, как она определяется в уголовном праве, а термин «судья» включает в себя также прокуроров и лиц, занимающих должности в судебных органах (ст.1 Конвенции).
Конвенция обязывает каждое подписавшее ее государство принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений в соответствии с ее внутренним правом обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из ее государственных должностных лиц для этого лица или любого иного лица, с тем чтобы оно совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, в том случае, когда это сделано преднамеренно (ст.2 Конвенции).
Статья 11 Конвенции особо выделяет необходимость принятия законодательных и иных мер, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений согласно ее внутреннему праву поведение, упомянутое в ранее указанных статьях, когда это касается каких-либо лиц, занимающих должности в судебных органах, или должностных лиц любого международного суда, юрисдикция которого признана соответствующим государством.
Конвенция требует от государств принятия аналогичных мер также в целях предотвращения подкупа членов государственных законодательных органов (парламентов, национальных собраний), иностранных должностных лиц, в том числе иностранных парламентариев, подкупа должностных лиц международных организаций и членов международных парламентских собраний, запрещает активный и пассивный подкуп в частном секторе.
Отдельные статьи Конвенции посвящены вопросам защиты сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей, мерам по содействию в сборе доказательств и конфискации доходов от коррупционных преступлений.
При этом, к примеру, в соответствии с ч.3 ст.23 Конвенции банковская тайна не считается препятствием для осуществления специально оговоренных Конвенцией мер.
Отдельным разделом Конвенции регулируются вопросы международного сотрудничества по вопросам противодействия коррупции.
Так, согласно ст.31 Конвенции запрашиваемая Сторона незамедлительно информирует запрашиваемую Сторону о мерах, предпринятых по запросу, и об окончательных результатах этих мер.
До настоящего времени Российской Федерацией не криминализирован только один состав, содержащийся в ст.20 Конвенции - «Незаконное обогащение».

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура