Результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов

Дата: 20.02.2017

       Органами прокуратуры области за 2016 г. на наличие коррупциогенных факторов изучено 12 369 нормативных правовых актов (НПА), за аналогичный период прошлого года – 11 580. Также изучены 12 035 проектов НПА, в 2015  – 10 397.

     Коррупциогенные факторы выявлены в 593 НПА и 646 проектах НПА. С целью их исключения прокурорами принесено 512 протестов, внесено 57 представлений, направлено 20 требований и 650 информаций в органы, их разработавшие.

     В результате вмешательства органов прокуратуры изменено 534 НПА и 567 их проектов. Факторы, способствовавшие формированию коррупционных проявлений, исключены. Работа над остальными  НПА продолжается.

     Большое количество нарушений возникло вследствие того, что антикоррупционная экспертиза проектов НПА либо не проводилась, либо проведена некачественно. Кроме того, не всегда уполномоченными органами при изменении законодательства принимается весь комплекс мер к внесению изменений в действующие акты.

     Анализ показывает, что большинство НПА содержат в себе такие коррупционные факторы, как принятие за пределами компетенции, отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискретных полномочий, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права.

     Например, прокурор г. Топки установил, что постановление администрации Топкинского муниципального района от 18.02.2016 № 98-п «Об утверждении Положения о предоставлении адресной социальной помощи остронуждающимся семьям с детьми» содержит коррупциогенный фактор, поскольку вводилось двусмысленный термин «остронуждающиеся семьи» без критериев их отнесения к данной категории. Принесенное прокурором города на данный НПА требование удовлетворено, коррупциогенный фактор исключен.

     Прокурор г. Белово принес требование на постановление администрации Беловского городского округа от 17.11.2016 № 463-п, утвердившее состав комиссии и Положение об оказании адресной социальной помощи нуждающимся и социально незащищенным категориям граждан. Основанием для этого послужило то, что предусматривалось возможность исключения из  общего порядка по усмотрению органа местного самоуправления - оказание адресной социальной помощи гражданам «в исключительных случаях» без учета среднедушевого дохода либо «в исключительных случаях» дважды в течение года. Принесенное прокурором требование удовлетворено, правовой акт приводится в соответствие с действующим законодательством.

     Прокурор Прокопьевского района опротестовал постановление администрации Прокопьевского муниципального района от 04.07.2011 № 110-п «Об утверждении положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, организациях агропромышленного комплекса, расположенных и осуществляющих свою деятельность в границах сельских поселений Прокопьевского муниципального района», содержащие внутренние противоречия. Так, пункт 1.3. освобождал молодого специалиста от обязанности возвратить дополнительную меру социальной поддержки в случае, если он отработал не менее трех лет со дня заключения трудового договора. Вместе с тем, трехлетний срок исчислялся с момента назначения дополнительной меры социальной поддержки. Протест прокурора удовлетворен.

     Прокурорами городов и районов в 2016 году приносились протесты на принимаемые органами местного самоуправления административные регламенты, где допускался такой коррупциогенный фактор, как отсутствие или неполнота административных процедур. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур не регламентировались.

     В рамках взаимодействия при проведении антикоррупционной экспертизы органами государственной власти области обеспечена возможность участия независимых экспертов. В 2016 году независимые эксперты заключения в органы государственной власти области и органы прокуратуры на проекты нормативных правовых актов не направляли.

     Работа прокуратуры Кемеровской области по проведению антикоррупционной экспертизы продолжается.

 

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура