Управлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе подведены итоги надзорной деятельности прокуроров в сфере муниципального нормотворчества

Дата: 15.08.2018

Интенсивное нормотворчество органов местного самоуправления в Сибирском федеральном округе потребовало усиления прокурорского надзора за законностью нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере экономики, предпринимательства, жилищных и иных социальных прав граждан, активизации межведомственного взаимодействия. В целях обеспечения единства правового пространства прокуроры в первом полугодии текущего года инициировали внесение корректив в 23,7 тыс.  актов.

В Алтайском, Красноярском краях и других регионах округа основанием для внесения прокурорами поправок в уставы муниципалитетов явились новеллы законов, касающиеся вопросов участия граждан в принятии решений в области градостроительства. В частности, согласно нововведениям по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки, планировки территории, межевания территории, правил благоустройства территорий и других документов проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

В республиках Бурятия, Хакасия, Алтайском, Забайкальском, Красноярском краях, Иркутской, Омской, Томской областях органы местного самоуправления не обеспечивали своевременное приведение актов в соответствие с изменившимся нормативным регулированием вопросов в сфере противодействия коррупции, муниципальной службы.

Так, в Иркутской области главы 14 сельских поселений Боханского района по требованию прокурора привели в соответствие с законом положения о муниципальной службе в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных нарушений.

Во всех регионах округа прокуроры реагировали на факты нарушений органами местного самоуправления бюджетного законодательства при регулировании вопросов, касающихся бюджетного процесса, предоставления субсидий, формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней муниципальных услуг, осуществления планирования закупок для обеспечения муниципальных нужд и др.

Повсеместно прокуроры реагировали на акты, не учитывавшие коррективы, внесенные в налоговое законодательство. Так, по вопросам установления налога на имущество физических лиц, предоставления налоговых вычетов по земельному налогу по требованиям прокуроров в республиках Бурятия, Тыва и Новосибирской области откорректировано более 400 актов.

 

В Красноярском крае, Омской области опротестовано 17 и 170 соответственно решений представительных органов местного самоуправления об установлении земельного налога, которые вступили в противоречие с законом в части уменьшения отдельным категориям налогоплательщиков налоговой базы на величину кадастровой стоимости 600 кв. м. площади принадлежащего им земельного участка.

Прокуроры давали оценку законности нормативных правовых актов в сфере градостроительной деятельности. Например, по протестам прокуроров в Томской области скорректированы правила землепользования и застройки ряда сельских поселений, которые в нарушение закона не содержали указания на необходимость отображения на карте градостроительного зонирования границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, а также основные виды разрешенного использования земельных участков.

Органы местного самоуправления не всегда принимали меры для своевременного приведения в соответствие с изменившимся законодательством актов в сфере жилищного строительства. Так, в г. Омске потребовалось вмешательство прокурора, поскольку акты по вопросам обеспечения населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами не учитывали новелл закона, которым понятие «жилье экономического класса» заменено на «стандартное жилье».

Прокуроры оценивали акты на соответствие законодательству, определяющему порядок реализации органами местного самоуправления контрольных функций. Например, в Алтайском крае по требованиям прокуроров отменены административные регламенты 108 сельсоветов, регулирующие порядок осуществления муниципального лесного и жилищного контроля, поскольку соответствующие полномочия закреплены за муниципальными районами.

Принимались меры к приведению в соответствие с законом актов по вопросам муниципальной службы, избирательного, природоохранного законодательства, использования муниципального имущества, противодействия терроризму, повышения уровня защищенности инвалидов и др.

Так, в Красноярском крае прокуроры опротестовали 176 актов в связи с нововведением, предусматривающим выделение на стоянках не менее 10 процентов мест (но не менее одного) для транспортных средств, управляемых инвалидами.

Прокуроры активно использовали полномочия по внесению представлений в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, добиваясь привлечения виновных к дисциплинарной ответственности. Так, по инициативе прокуроров в Новосибирской области наказано 474 муниципальных служащих, Иркутской области –  201, Красноярском крае – 186, Забайкальском крае – 182, Омской области – 175.

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

© 2003-2019 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура