Обязательные работы как вид юридической ответственности

Дата: 12.12.2014

У

    Уголовная  и  административная  ответственность   являются  видами  юридической ответственности и представляют собой негативную реакцию государства на противоправное поведение лица, выраженную в применении к нарушителю санкции, установленной соответствующими правовыми нормами. Уголовная ответственность является наиболее жестким видом юридической ответственности, в т.ч. и по отношению к административной ответственности. Вместе с тем оба названных вида юридической ответственности предусматривают возможность применения к нарушителю наказания в виде обязательных работ. В представленной статье предлагаю рассмотреть некоторые аспекты, касающиеся применения этого вида наказания, его сравнительно-правовой анализ с точки зрения административного и уголовного права.
       Если для действующего законодательства об административных правонарушениях такой вид наказания, как обязательные работы, представляет собой определенное новшество и применяется только лишь с 1 января 2013 года, то возможность назначения уголовного наказания в виде обязательных работ существует уже с 10 января 2005 года.
       Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) определил 13 видов наказаний, одним из которых являются обязательные работы (п. «г» ст. 44 УК РФ). При этом уголовная ответственность в виде обязательных работ установлена по 160 составам преступлений. Среди 9 видов административных наказаний, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), также присутствуют обязательные работы  (п.п. 10 п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). В настоящее время по 11 составам административных правонарушений законодатель предусмотрел также и административную ответственность в виде обязательных работ.
       Представляется, что по своей правовой природе сущность наказания в виде обязательных работ, назначаемых как за совершение административных правонарушений, так и за совершение уголовных преступлений, является в основном схожей. Эта схожесть выражается, например, в законодательном определении характера работ, времени отбывания наказания, что следует из ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ и ч. 1 ст. 49 УК РФ.
       Так, оба Федеральных закона установили, что обязательные работы являются бесплатными общественно полезными работами, а временем отбывания наказания определено свободное от основной работы (службы) или учебы время. Срок обязательных работ исчисляется в часах, а время обязательных работ не может быть более четырех часов в выходные дни и более двух часов, по общему правилу, в рабочие дни, а также время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее двенадцати часов (ч.ч. 9,10 ст. 32.13 КоАП РФ и ч.ч. 1,2 ст. 27 УИК РФ). Только при наличии уважительных причин законодатель допускает возможность отработать в течение недели меньшее количество часов.
        Останавливаясь  на   различиях   административного  и  уголовного наказания в виде обязательных работ, можно отметить следующее.
     Во-первых, обязательные работы относятся к разным видам мер государственного принуждения, а именно к административно-правовому и уголовно-правовому. Если административное наказание назначается лицу, виновному в совершении административного правонарушения, по постановлению судьи, то уголовное наказание назначается по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления.
      Во-вторых,  данный  вид  наказания различается по юридическим, фактическим и процессуальным основаниям ответственности. Так, юридическое основание административной ответственности в виде обязательных работ закреплено в КоАП РФ, а юридическое основание уголовной ответственности в виде тех же обязательных работ закреплено в УК РФ. Фактическое основание применения административной ответственности возникает при наличии в деянии (действии, бездействии) лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, всех признаков состава административного правонарушения, тогда как фактическим основанием уголовной ответственности будет выступать наличие в действиях лица состава уголовного преступления. Процессуальным основанием наступления административной ответственности в виде обязательных работ является вступившее в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении, а приговор суда, также вступивший в законную силу, следует отнести к процессуальным основаниям наступления уголовной ответственности.
       В-третьих, можно также выделить процессуальный порядок применения административного и уголовного наказания в виде обязательных работ: в порядке производства по делам об административных правонарушениях и в порядке уголовного судопроизводства соответственно.
       В-четвертых, различается и порядок исполнения рассматриваемого вида наказания. Например, исполнение административного наказания в виде обязательных работ регулируется КоАП РФ и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), а исполняют наказание судебные приставы-исполнители (ч. 1 ст. 32.13 КоАП РФ). Исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ регламентировано Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК РФ), а органом, исполняющим наказание, являются уголовно-исполнительные инспекции (ч. 4 ст. 16 УИК РФ).
         В-пятых, юридическим последствием применения уголовного наказания в виде обязательных работ является наличие судимости, которую можно рассматривать не только в рамках уголовно-правовых категорий, но также и выходящих за рамки уголовной сферы ее общеправовых последствий, несмотря на то, что в соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, например, в части запрещения приема на службу в органы внутренних дел граждан, имеющих либо имевших судимость. При всем том привлечение лица к административной ответственности в виде обязательных работ правовых последствий в виде наличия судимости за собой не влечет.
    Таким образом, институт обязательных работ следует рассматривать во взаимосвязи административного и уголовного законодательства, что будет способствовать дальнейшему совершенствованию как самого законодательства, так и практики его применения.

 

© 2003-2017 Прокуратура Кемеровской Области
Все права защищены
Производство: Интернет Квартал
Дизайн: Студия Алексея Лобура